Обозначение золотого сечения в дизайне
Золотая соотношение – это соотношение, когда отношение большей части к меньшей равно отношению суммы данных частей к большей части. В числовом выражении отношение равно 1 к 1,618, или округляют до 1,62. В процентах отношение будет выражено как 62 и 38 %.
Это легче понять на графическом примере
Такой принцип деления упоминался у древних греков, и применялся ими для построения правильного пятиугольника. Также под принцип замечательного соотношения подходит ряд чисел Фибоначчи, где каждое следующее число – это сумма 2-ух предыдущих:
Ряд чисел Фибоначчи
Большинство правильных природных творений соответствуют форме спирали Фибоначчи:
- раковины улиток и моллюсков;
- расположение лепестков и цветков у растений;
- соотношение фаланг пальцев человека.
Семена подсолнечника растут из центра к внешней стороне, наполняя головку семени. В большинстве случаев они спиралевидные и имеют сходство с золотой спиралью
Наиболее показательным примером «золотого сечения» считается прямоугольник, все стороны которого находятся в «золотом» соответствии
Изображеная сетка показывает единство между последовательностью Фибоначчи и “золотым” прямоугольником
Древние греки применяли золотой прямоугольник при строительстве храма Парфенона. Леонардо да Винчи одним из первых стал использовать метод при разработке собственных полотен, также и знаменитой Моны Лизы.
Леонардо да Винчи руководствовался правилом золотого сечения при разработке знаменитой Моны Лизы
За ним тенденцию поддержали иные деятели искусства, которые нашли использование безупречным пропорциям в живописи, портретах, архитектуре, витражах и мозаике. За тысячелетия применения оно не устарело, и в настоящий момент широко применяется в сегодняшнем дизайне и архитектуре.
Золотое сечение известно было строителям Акрополя в Афинах
Принцип золотой пропорции в дизайне
Правило золотого сечения в дизайне применяется часто. Оно помогает достигнуть гармоничности между частями. Многие логотипы популярных брендов были сделаны с его использованием:
Варианты применения золотого сечения в дизайне логотипов
Прекрасное разграничение разрешено использовать в дизайне при разработке логотипов, визитных карточек, плакатов, баннеров, сайтов. Применяется оно при подборе размеров компонентов, размеров шрифтов и даже соотношения ключевого и дополнительных цветов. Так если ключевой текст будет шрифтом в 11 пунктов, то для подзаголовков по правилу необходимо брать шрифт 18 пунктов. У National Geographic золотой прямоугольник применяется для деления сайта на ключевую и боковую колонку.
Совет. Во время использования метода не стоит фанатично держаться точности соотношения. Порой маленькое отклонение выглядит более красиво.
В пространстве, оформленном согласно правилу золотого сечения, удобно жить и проводить свой отдых
Итак, золотое сечение применяется в самых разных сферах:
Направление | Пример применения |
Шрифт | Обозначение размеров шрифтов для текста, заголовков и подзаголовков. |
Сайты | Разграничение структуры страницы. Размещение элементов согласно кривой Фибоначчи. |
Печатная продукция | Применение правила золотых прямоугольников для деления площади и расчета места для акцентов декора. |
Квартирный дизайн | Расчет размеров, мебельная расстановка, обозначение гаммы. |
Золотое сечение тоже применяется при подсчете размеров дверец мебели. Считается, что именно такое соотношение воспринимается людьми как наиболее эстетичное
Золотое сечение в интерьерном дизайне
Метод замечательного сечения применяется в интерьере для большей гармоничности. При подборе места для мебели данное правило поможет достичь правильного и эстетического положения. При подборе красок, обоев и мебели также его применяют.
Совершенная форма помещения имеет соотношение ширины к длине как 5 к 8
Мебельная расстановка должна быть сбалансированной
Если считать округленно, то можно пользоваться отношением 2 к 3. При этом делить можно более чем на 2 части – каждое дробление тогда должно делаться аналогичным образом и дробить следует меньшую часть. При делении на три фрагмента в процентах в первую очередь делим на две, приобретаем 62 и 38 %, 38 % при делении дадут 24 и 14 %. Выходит 62 % будет ключевым, 24 % – вторым и 14 % – третьим по важности.
Соотношение размеров
Создание размеров, соответствующих замечательному разделению, при перепроектировке комнаты, даст возможность сделать лучше восприятие красоты дизайна. При разделении комнаты, секция с площадью побольше не должна быть больше 5/8 от всего пространства. То же относится и к расположению мебели.
Следуя правилу, немалую часть гостиной можно отдать диванной группе, а меньшую – кухонной зоне
Правилу 62 % должны отвечать:
- территория для отдыха с диваном в отношении к комнате;
- кофейный столик в отношении к длине дивана;
- расстояние от поверхности потолка до нижней границы декора и стенового освещения.
Мебельные размеры исчисляются от очень большого объекта
Пропорции подходят для высоты мелкогабаритной мебели. Она не должна быть выше 3/8 от комнатные высоты. Касается это:
- тумбочек;
- высоты спинки кресла или дивана;
- высоты элементов для пола декора.
Размеры тумбочек находящихся возле кровати и устанавливаемых на них осветительных приборов выбирают таким образом, чтобы их общая высота не была больше 2/3 стены
Общее кол-во и размеры мебели рассчитывают исходя из самых тяжёлых предметов
Присмотревшись, можно заметить, что метод принимается во внимание и в архитектуре мебели:
- соотношение весомой части стенки и шкафа;
- высота нижних тумбочек;
- расположение основных компонентов.
Правило необходимо применять при подборе дивана и стола к нему. У сбалансированного дивана углового типа меньшая сторона обязана быть не больше и не менее 1/3. Кофейный столик также должен подходить пропорциям, чтобы хорошо войти в интерьер.
Было бы неплохо, чтобы диван не занимал больше 2-ух третей стены, около которой он стоит
Кофейный столик должен быть меньше, чем две трети размера дивана
Для высоких квартир подходит сегментирование на 2 участка, а для низких, дополнительное разграничение стены поможет зрительно расширить ее размер.
Соотношение цветов
Золотое сечение при цветовом оформлении комнаты используется для выбора ключевого цвета интерьера, и также дополнительного и акцентного: 62, 33 и 5 % исходя из этого.
Большие и темные предметы размещают внизу, небольшие и очень светлые – выше
Главная составляющая композиции интерьера должна быть самой освещенной и красочной
Выбор трех цветов для комнатного оформления наиболее предпочтительный. Ключевой применяется для потолка и стен. Дополнительный цвет подойдет для мебели в комнате. И оставшиеся 5 % оформления применяется для выделения акцентов.
Можно разделить палитру на 4:
- главная покраска для жилого помещения – 62 %;
- добавочная цветовая палитра для мебели – 24 %;
- тона для разного декора – 9 %;
- оформление ударения – 5 %.
Палитра цветов интерьера делится на три части – ключевую, энергичную и акцентную
Такое дробление лучше подходит для интерьеров, которые насыщены декорированием и дают возможность широкий набор палитры.
Золотое сечение в декорировании
С использованием правила намного легче расположить декоративные элементы, особенно подвесного и стенового.
Перед тем как расположить декоративные элементы, необходимо определить их совершенное расположение
Каждая декорирующая деталь размера поменьше должна относится к большей, как та относится к самой крупной
Картина в качестве акцентного элемента, расположеная по данному правилу будет выглядеть гармоничнее. Для портретного варианта нижняя граница произведения художественного искусства должна отходить от пола на 38 % высоты стенки. Высота такой картины не должна быть больше 2/3 оставшегося участка стены. Для горизонтальной картины пропорции используются несколько иначе. Низ картины должен проходить на границе 5/8 от пола, а короткая сторона составлять 62 % от остатка.
Очень внимательно следует выбирать картины различного размера
Метод можно задействовать также к расстановке декораций. Мысленно разместив замечательную спираль, необходимо включить декор исходя из этого его размеру. Подобным путем получаем совершенное расположение. Разумеется, не злоупотребляйте правилом и всегда оценивать эстетику получившегося интерьера, надеясь на ощущение великолепного.
К такому маленькому элементу как цветочная ваза тоже подойдёт совершенное дробление. Подогнав длину стеблей под пропорции можно получить правильный вид.
Нужно не забывать, что метод золотого сечения только лишь очередной инструмент для упрощения создания правильного дизайна. Благодаря этому не обязательно дотошно держаться математической точности. Интерьерный дизайн – это всегда творческое решение. Главное, чтобы результат подходил художественным требованиям.