Медная трубка для кондиционеров причины окисления и варианты предотвращения

Медная трубка для кондиционеров: вопросы и ответы

медный

Пожалуй, нет на свете такого человека, который, так или по другому, сталкиваясь с установкой кондиционера, не спрашивал себя, почему для создания фреонового контура применяются исключительно медные, и далеко не очень доступные трубы. Отчего же не применять, например, стальные или металлопластиковые, которые могут держать порядочное давление, не подвержены коррозийным процессам и стоит еще сказать, что на порядок доступнее?

Причины применения трубопровода из меди в климатической техники

В действительности, причина, по которой в бытовых системах кондиционирования применяется трубопровод из меди, неимоверно проста: медь обладает большим рядом физических параметров, совокупности которых нет ни у стали, алюминия, ни у многих полимерных материалов.

  1. Медь не вступает во взаимное действие с фреоном, хладоном и остальными популярными хладагентами.
  2. Данный материал имеет небольшую шероховатость поверхности внутри. Благодаря такому свойству обеспечивается большая проходимость хладагента.
  3. Она устойчивая к температурным колебаниям.
  4. Изделия сделанные из меди известны собственной пластичностью, газонепроницаемостью, сопротивлению к коррозии и имеет небольшой вес

Ради справедливости нужно сказать, что не во всех системах кондиционирования применяется трубопровод из меди. К примеру, не во всех марках заграничных автомобилей, для движения хладагента используются металлические магистрали, что вызывает много проблем и вопросов: «Как запаять алюминиевую трубку кондиционера и почему на ней возникли следы окисления». Связано ли это с процессом удешевления себестоимости продукции современного автопрома или по идеологическим соображениям, история умалчивает.

Ключевые размеры трубопровода в бытовых кондиционерах

Для объединения внешнего и внутреннего блока бытового кондиционера применяется трубы, причем с различными диаметрами: по одной фреон подается в виде жидкости, а по другой проходит в газообразном состоянии. В большинстве случаев, трубопровод, по которому хладагент подается от атомайзера к конденсатору всегда имеет больший диаметр.

окисление

В климатической технике очень часто используются фреоновые магистрали с размерами внутреннего сечения 1/4” (6,35 мм) и 3/8” (9,52 мм). Не считая таких популярных размеров, не во всех кондиционерах для создания холодильного контура применяется трубопровод с диаметром:

Главным критерием при подборе этих изделий считается продуктивность кондиционера: чем она больше – тем трубопроводный диаметр больше. От правильно выбранного диаметра трубок для кондиционера зависит скорость движения фреона в замкнутом контуре.

Классическая толщина стенок трубопровода из меди для кондиционеров как правило не больше 0,7 мм. Связывают это с тем, что в последующем мастеру придется выгибать и вальцевать трубки, а при большей толщине стенок данные работы исполнять качественно будет довольно проблематично.

В основном, многие производители выпускают трубы из меди для климатической техники уже отожженными, сформированными в бухты по 15, 25 или 50 м. Отожженная медь более эластична и дает возможность гнуться фактически без изменения сечения.

На концах трубы должны находиться специализированные заглушки, предотвращающие проникновение влаги и мусора вовнутрь изделия. Медь, для трубопровода климатической техники может применяться различных марок. Самой популярной считается CU-DPH. Изделия из данной марки меди будут иметь наиболее высокую антикоррозийную стойкость.

причина

Не обращая внимания на большую устойчивость меди к коррозии, бывают ситуации разгерметизации фреонового контура, которые происходят из-за окисления магистрального трубопровода кондиционера. Причины окисления медных трубок кондиционера имеют место по определенным причинам, посреди которых ключевыми считаются:

  1. Нерадивость отдельных «мастеров», которые во время монтажа кондиционера не берут в учет этой процедурой, как вакуумирование системы.
  2. Незнание отдельных «ремонтников» о химических свойствах металлов и флюсов.

к оглавлению ^

Метод продувки системы фреоном

Вакуумирование контура считается обязательным процессом перед первым запуском кондиционера. Выполняется это для убирания воздуха из системы прежде чем пустить по ней хладагент. Именно данное правило очень часто нарушается нерадивыми установщиками, которые не рекомендует покупать дорогое оборудование, а конкретно насос вакуумного типа и манометрический коллектор. Такие «профессионалы» для убирания воздуха из холодильного контура используют метод продувки системы фреоном, который, кстати, запрещен большинством производителей климатической техники.

Так как с завода кондиционеры поставляются частично заправленными хладагентом, то метод продувки выглядит так:

  1. Отпускается одна из гаек крепления трубопровода и открывается вентиль на кондиционере.
  2. Фреон должен заменять собой воздух, который станет выходить из системы из под отпущенной гайки.

После такой, с позволения сказать, процедуры убирания воздуха, в основном, влага на стенках трубы из меди остается, вступает в реакцию с фреоном, что приводит к окислению участков трубопровода из меди и повреждению нагнетателя воздуха.

Гальваническая пара и питтинговая коррозия

Теперь пару слов о процессах, протекающих в металлах. При соприкосновении отдельных металлов, в месте их соединения начинается протекание микротоков, которые вызывают процессы которые связаны с коррозией в менее «агрессивном» металле, аж до его полного разрушения. При взаимном действии стали с медью происходит окисление первого и разрушение второго металла.

окисление

Представьте ситуацию, когда на трубу из меди фреоновой магистрали одета обжимная гайка (соединитель) из нелегированной стали. На протяжении определенного времени место соединения окисляется, что приводит к поэтапному разрушению стали и к нарушению целостности оксидной пленки, защищающей медь от воздействий атмосферы. В результате: окисление, коррозия и разгерметизация контура.

В таблице показана гальваническая совместимость металлов. Знаком «+» отмечены материалы, не создающие гальванических пар:

окисление

Ситуация вторая: применение для пайки холодильного контура климатической техники неправильного припоя и флюса. В действительности, доля подобных ошибок составляет 15-20% от всего количества причин коррозии. Ошибочный припой способен создать гальваническую пару, о которой говорилось выше, а останки флюса в трубах после их пайки неминуемо приводят к возникновению питтинговой коррозии, отличающаяся быстрым течением и приводит к перфорации участка трубопровода.

Решение проблемы монтажа и ремонта холодильного контура кондиционеров видится в применении правильных материалов, и также четкого выполнения всех правил соединения и пайки трубопровода из меди. Также, для устранения окисления труб из меди и разгерметизации контура можно «мирить» металлы, которые не очень «дружат между собой», процессом лужения наиболее «агрессивной» меди.

Установка фреоновой трассы

Сам установочный процесс объединения внутреннего и внешнего блока сплит-системы уже описан неоднократно. Хочется остановиться исключительно на отдельных, заслуживающих большого внимания моментах. Созидательный процесс фреоновой магистрали в себя включает правильную порезку развальцовку и пайку медных трубок.

Порезка трубки на отрезки конкретной длины выполняется инструментом, с названием труборез. Применение ножовки и прочих инструментов для резки – непозволительно. Использование ножовки и ей аналогичным инструментам приводит к появлению немалого количества стружки, которую тяжело извлечь из трубопровода. Более того, применение подобных инструментов не гарантирует ровный срез без зазубрин и заусениц, которые будут мешать вальцовке. Порезку труб делают с запасом в 5-10 см, для обрезки, в случае плохой вальцовки.

Вальцовка считается второй по важности операцией после порезки. От правильной вальцовки зависит герметичность холодильного контура и долговечность работы кондиционера. Сам инструмент смотрится в виде струбцины, снизу которой находятся отверстия для труб разнообразного диаметра.

предотвращение

Алгоритм действий при развальцовке медных трубок для кондиционера:

  • одеть на патрубок обжимную гайку;
  • вставить конец трубки в нужное отверстие снизу самозажимной рейки или тисков таким образом, чтобы она выступала из-за края на 3-4 мм;
  • вращая механизм поворотного типа сверху струбцины, ввести в конец трубки вальцовочную насадку нужного размера или конус эксцентрика (в зависимость от модели вальцовки);
  • понемногу проворачивая механизм произвести разбортовку трубки;
  • после завершения процесса вальцовки высвободить конец трубки от механизма.

Развальцованный конец медной трубки обязан иметь замечательную геометрию.

предотвращение

В основном, типовый набор для развальцовки трубок кондиционера состоит из трубореза и вальцовки. Все зависит от модели, в наборе с вальцовкой идут вальцовочные насадки под диаметр трубки 3/16?; 1/4?; 5/16?; 3/8?; 7/16?; 1/2?; 5/8?.

После того, как отрезки труб развальцованы (бережно и правильно) следует объединить их с трубками, выходящими из блока расположенного внутри. Чтобы это сделать нужно как можно ровнее соединить выходной фланец с раструбной гайкой и от руки натянуть соединение.

Гайка с самого начала затягивается лишь от руки. Закручиваться она должна свободно по всей длине резьбы.

После этого гайка обжимается с помощью ключа. В совершенстве – динамометрического ключа, для контроля момента затяжки соединения. Если натянуть гайку сильно, развальцованную часть медной трубки просто срежет. Если гайку недотянуть, то может случиться вытекание хладагента. Таблица момента затяжки соединений медных трубок кондиционера находится в документах к определенной марке климатической техники. К примеру: к кондиционеру Polaris таблица выглядит так:

трубка

Если изготовитель не стал обременять себя статьёй таблицы, то правильную затяжку можно выполнить и «на глаз»: как только гайка туго затянута ручным способом, сделать еще ? оборота с помощью ключа.

Ремонт холодильного контура

Очень часто, трубки кондиционера нуждаются в ремонте из-за утечек хладагента в системе. Ремонт трубопровода состоит в обнаружении места утечки, вырезании протекающего участка трубы с дальнейшим наращиванием трубопровода и его пайки.

  • После разрезания трубопровода концы его стоит приготовить: один конец развальцевать с помощью вальцовочной насадки таким образом, чтобы концы трубопровода можно было вставить друг в друга.
  • После этого поверхность внутренней трубки следует почистить от патины с помощью небольшой шлифовальной бумаги или абразивной пасты и вставить друг в друга.
  • Другим этапом идет подогрев участка трубопровода на расстоянии 6-10 см от места соединений. Прогрев выполняется до подобного состояния, пока припой не будет расплавляться при соприкосновении с местом стыка.

Применять для пайки можно исключительно медно-фосфорный или медно-серебряный припой

Монтаж и подключение фреоновой трассы кондиционера, как правило можно выполнить своими руками. От правильности монтажа и качества проведения работ зависит долговечность вашей сплит-системы. Доверьте данную работу профессионалам.

Tagged : / / / / /

Добавить комментарий